дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2018_08
Новости отраслевых СМИ
01 сентября 2018 435 просмотров 0 комментариев Распечатать

МИНПРОМТОРГ ПРЕДСТАВИЛ ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДО 2030 ГОДА

Авторы проекта документа признали, что «в целом в отрасли сохраняются системные проблемы», а целевых показателей, вроде доли медпрома от ВВП и объема потребления отечественных медизделий (МИ), к 2017 году достичь не удалось. Поэтому, чтобы к 2030 году увеличить выпуск российской продукции в 3,5 раза, а экспорт в 10 раз, в драфте стратегии предлагается целый комплекс мер – от расширения перечня изделий, подпадающих под протекционистское правило «Третий лишний», и создания кластеров до введения статуса российского поставщика и перехода на централизованные закупки МИ в лизинг.

Результаты реализации предыдущей стратегии, принятой на 2012–2017 годы, авторы документа называют положительными: доля российских МИ на внутреннем рынке выросла с 15,6% в 2012 году до 21% к 2017 году. Омрачают это обстоятельство «системные проблемы и ограничения, препятствующие динамичному развитию отечественной медицинской промышленности», которые авторы проекта не скрывают.

В частности, не удалось достичь ни одного целевого показателя, заявленного в предыдущем стратегическом  документе. По данным Минпромторга, в 2017-м доля медпрома в ВВП должна была составить 0,11%, но добралась только до 0,6%. Доля отечественных МИ в потреблении на внутреннем рынке планировалась на уровне 28%, но составила 21%. Плановая доля экспорта от локального производства была установлена в 10%, а достигла 7%. Эти показатели не менялись или почти не менялись (в пределах одного процентного пункта) в последние два года. И наконец, доля компаний, «осуществляющих технологические инновации», не только не достигла планового 41%, но даже сократилась до 25%.

Минпромторг выделил 169 проектам 17,6 млрд рублей на НИОКР, но регудостоверения получили только 42 изделия. Еще 2,5 млрд рублей были выделены из федерального бюджета в качестве субсидий. «Сохраняются проблемы с выводом медицинских изделий на рынок и их продвижением», – констатировали авторы проекта.

Влияет на это целый комплекс проблем. МИ в России выпускают около 550 компаний преимущественно малого и среднего бизнеса. В производстве занято также около 30 предприятий оборонно-промышленного комплекса и более 20 иностранных компаний, локализовавших производство на территории страны. У большинства российских производителей попросту нет денег на серьезные инвестиции. Глобальные игроки вкладывают в это не менее $1 млрд, тогда как крупнейшие отечественные предприятия могут похвастаться выручкой в 4-5 млрд рублей.

Отстают российские компании в научно-технологическом смысле, а до 90% комплектующих приходится покупать за рубежом. Соответственно, это влияет на рост цен конечного продукта. Среди других проблем – длительная регистрация МИ, недостаток производственных кадров, низкие бюджеты на маркетинг отечественных МИ и, самое главное, неравномерный и нестабильный спрос основных клиентов – госзаказчиков.

В связи с этим авторы проекта стратегии предлагают обсудить возможные варианты решения накопившихся в отрасли проблем.

• Организация кластеров, индустриальных парков, технопарков для консолидации усилий среднего и малого бизнеса.

• Господдержка разработок и производства критически важных видов МИ, их продвижения и коммерциализации. Например, с помощью уже известного инструмента НИОКР и субсидий, обеспечение рынка сбыта (через госзакупки).

• Ускорение процедуры регистрации и вывода МИ на рынок таким образом, чтобы к 2030 году добиться регистрации не менее 100 единиц МИ в год.

• Отменить нулевую ставку НДС для МИ, чтобы выровнять ценовую конкурентоспособность отечественной медицинской продукции, которая производится из налогооблагаемых импортных комплектующих.

• Стимулирование зарубежных игроков к локализации не только производств, но и инжиниринговых центров с помощью налоговых льгот и преференций.

• Стимулирование потребления отечественных МИ. Предлагается повысить ответственность госзаказчиков, сформировать требования к ТЗ на конкурсах «для обеспечения равенства российских и зарубежных игроков» и расширить перечень МИ, подпадающих под действие правила «Третий лишний».

• Введение статуса поставщика российских товаров для производителей, лизинговых и дистрибьюторских компаний. Создание объединений поставщиков для «структурирования спроса». Таким образом, полагают авторы документа, можно «вырастить» национальных интеграторов. Сейчас 25 крупнейших дистрибьюторов занимают 15% рынка госзаказа.

• Переход на централизованные закупки лизинговых услуг, предполагающих поставку оборудования и его обслуживание в срок до 6 лет.

Обсуждение документа продлится до 15 сентября.

Источник: Вадемекум, 14.08.2018.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика