дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2015_02
Новости отраслевых СМИ
01 марта 2015 1225 просмотров 0 комментариев Распечатать

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕФИЦИТА ЛС ?

С конца 2014 г. на разных уровнях обсуждается тема, вышедшая на первый план в свете развивающегося экономического и политического кризиса, — стабилизация рынка лекарств. Некоторые российские производители готовятся отпустить рабочих в административный отпуск — производство ряда препаратов становится нерентабельным. Эксперты предупреждают: сейчас прежнее регулирование ценообразования, в частности на ЖНВЛП, навредит фармпромышленности. Государство выразило готовность оказать реальную помощь, прислушавшись к голосу отрасли. Помимо заседаний на площадках правительства, Госдумы, где интересы Фармы представляют в основном ассоциации, свои предложения по стабилизации ситуации на рынке ЛС эксперты готовы высказать на страницах «ФВ».

Заместитель генерального директора по работе с госорганами ЗАО «Биокад» Алексей ТОРГОВ:
— В настоящее время существует целый ряд направлений, активно задействовав которые, государство сможет как минимум стабилизировать цены, а как максимум — добиться существенной экономии средств бюджета:

Ускорение государственной регистрации импортозамещающих лекарственных препаратов, преобладающих в структуре расходов здравоохранения и уже находящихся на конечных стадиях регистрации.

Регистрация только одной, средней для каждого МНН, предельной отпускной цены производителя на препараты из Перечня ЖНВЛП. Выравнивание цен сохранит здоровую конкуренцию и при этом удержит средние цены на препараты за счет снижения цен на дорогостоящую продукцию.

Установление ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, при наличии заявки на поставку локального товара, а также признание препаратов, которые только упаковываются на территории России, препаратами, происходящими из иностранных государств.

Субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.

Генеральный директор аптечной сети Farmani Юрий ГАЙСИНСКИЙ:
— В новых условиях становится нерентабельным не только производство условно дешевых препаратов из списка ЖНВЛП, но и дистрибуция и розница — страдает вся цепочка движения таких ЛП. Государством, очень жестко регулирующим ценообразование на ЖНВЛП по всем направлениям, уже давно искусственно создана проблема: всю цепочку обязали работать с лекарствами, производство и дистрибуция которых очень часто экономически нецелесообразны. Например, наценки в 20%, редко 28%, по условно дешевым лекарствам, хотя и обозначены двузначными цифрами, не способны покрыть издержки ни дистрибуции, ни розницы (если, конечно, их честно считать).

По ЖНВЛП я бы рекомендовал постепенно увеличить зарегистрированные цены, особенно по условно дешевым препаратам. Причем не факт, что предприятия сразу под верхнюю планку поднимут свои отпускные цены. На мой взгляд, такое решение — лучший выход, чем отказ производителей вообще выпускать или импортировать данный ассортимент ЛП. Кроме того, думаю, для всей проводящей цепочки — для дистрибьюторов и аптек — в регионах стоит повысить предельные наценки на дешевые группы ЛС  пусть хотя бы в 1,5 раза. Все равно рынок отрегулирует реальную цену на товар, но уже в рамках новых параметров.

Если говорить обобщенно об аптечном бизнесе, то наше прокрустово ложе становится все короче и короче. Баланс между суммарными наценками и расходами аптек все больше в пользу расходов. Причины тому — продолжающийся рост конкуренции, дефицит и высокая стоимость квалифицированных специалистов, достаточно высокие ставки аренды вкупе с жестким регулированием цен на существенную долю ассортимента. Эти проблемы были и остаются. Сейчас они просто могут обостриться, особенно при расширении списка ЖНВЛП и ужесточении регулирования цен, вплоть до банкротства или закрытия слабых игроков.

Цены на лекарства, не относящихся к ЖНВЛП, рынок регулирует сам — даже по результатам декабря 2014 — января 2015 г. можно констатировать, что люди стали просто чаще сравнивать цены на лекарства в соседних аптеках, выбирать более дешевые дженерики. Я не думаю, что в дальнейшем мы испытаем дефицит этой категории ЛС. И опять же, возвращаясь к препаратам списка ЖНВЛП, отмечу: если экономически аптекам будет все равно, какой препарат продать — дорогой оригинальный или более дешевый дженерик, но с большей наценкой (то есть на такие ЛП не будет регуляторного жесткого ограничения наценки), то и проблемы не будет.

На мой взгляд, худшим решением проблемы дефицита лекарственных препаратов может стать расширение списка обязательного ассортимента ЛП в аптеках. Но и тут игроки рынка, думаю, найдут варианты обойти новые требования регуляторов. Государству опять придется увеличить бюрократическую машину — штат чиновников и контролеров, однако, предполагаю, в бюджете лишних денег на это нет!

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий ЖУЛЕВ:
— Вопрос тяжелейший. Если говорить в целом о нынешних запросах отрасли, то, думаю, необходимо, во-первых, поощрение российского производителя, учитывая сложности не только экономического, но и политического характера, с которыми столкнулся фармрынок. Во-вторых, следует сформировать гибкое регулирование ценообразования, которое удерживало бы инфляционные процессы и при этом позволило сформировать некий экономический базис для производителей.
Как представитель пациентского сообщества особо отмечу вопрос ценообразования. Понимаю, что производство ряда препаратов становится невыгодным для предприятий. Однако пациентов волнует возможное повышение цен на лекарства, и я имею в виду не только льготные препараты. Думаю, сейчас государству следует использовать возможность регулирования ценообразования, контроля за этим процессом с помощью Росздравнадзора, ФАС России и прокуратуры. Как ни прискорбно, но пока других рычагов, которые позволят остановить злоупотребления со стороны посредников, стремящихся в условиях экономического кризиса получить дополнительную прибыль, не видно. И государство уже делает определенные шаги в этом направлении.

Второй очень серьезный для нас момент — вопрос  доступности лекарственных препаратов. Что будет с программой льготного лекарственного обеспечения? Часть препаратов производится в других странах, бюджет льготного обеспечения ЛП был рассчитан на совершенно иные курсы валют. Насколько бюджет всех программ ЛЛО позволит хотя бы сохранить доступность лекарств на прежнем уровне? В этой ситуации мы говорим в первую очередь о достаточном бюджетном финансировании, о возможности переговоров, в том числе с производителями, по вопросам ценообразования. Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает возможность переговоров с производителями о долгосрочных контрактах — за счет гарантии долгосрочной закупки препарата предприятия будут держать стабильную цену на определенное лекарство. Эти возможности предусмотрены действующим законодательством. Необходимо использовать все механизмы, направленные на удержание и даже частичное снижение цен, обеспечение достаточного финансирования программ ЛЛО.

Директор отдела аналитики и консультирования подразделения Healthcare компании Synovate Comcon Вениамин МУНБЛИТ:
— Вполне возможно, что в начале года по определенным позициям ЛС появился дефицит. Компании заключили в конце 2013 г. договоры с дистрибьюторами на весь 2014 г. по некой фиксированной цене (в рублях!). Заключать новые договоры в октябре 2014 г., когда курс евро/доллара был особенно нестабилен, никто не хотел, их заключили позднее, когда процесс стабилизировался (или когда откладывать уже было невозможно). Но нет договора — нет и новых поставок, складские запасы уменьшаются, и может возникнуть дефицит локального масштаба: какого-то препарата не оказалось в двух аптеках, но он есть в третьей! Это временные, локальные проблемы, которые к тому моменту, как государство соберется что-то предпринять, будут решены рынком.

Если говорить о перспективе дефицита, вызванного фиксированными ценами на ЖНВЛП, то здесь тоже все неоднозначно. Иностранцы, на мой взгляд, не прекратят поставлять препараты в нашу страну: с одной стороны, для большинства зарубежных компаний Россия представляет собой не слишком большой рынок, а с другой — они не захотят связываться с регуляторами. То есть компании либо согласятся нести потери (незначительные в рамках их мировых продаж), либо поднимут цены на препараты не из списка ЖНВЛП, чтобы компенсировать эти потери. Но все ли препараты из списка ЖНВЛП так уж важны? Поговорите с врачами, которые выписывают ЖНВЛП: вам скажут, что многие ЛП из этого списка не работают по причине отсутствия активного вещества или недостаточного его количества. 16,5 млн человек имеют право пользоваться бесплатными лекарствами в рамках программы ОНЛС, а реально пользуется чуть более 3 млн. В стране 13 млн дураков? Нет. Льготники в большинстве своем понимают, что эффективные препараты они не смогут получить, лучше забрать положенные 600 руб., доплатить и приобрести лекарство, которое поможет. Беда в том, что производители, выпускающие неэффективные лекарства, будут продолжать делать это и дальше. А если им все-таки станет невыгодно выпускать эти лекарства по фиксированным низким ценам и такие препараты исчезнут с рынка, будет большое счастье: больные смогут получать лекарства, которые помогают.

Если же говорить о качественных препаратах из списка ЖНВЛП, думаю, следовало бы пересмотреть цены не только на российские, но и на импортные лекарства из этого списка, но государство, скорее всего, этого не сделает. Гораздо проще кричать: «Мы за народ! Не дадим ценам расти!» Но, прежде чем принять какие-то меры, представителям государства следует разобраться, что может произойти с рынком лекарств при существующих ценах, проанализировать имеющуюся информацию о текущем состоянии рынка, провести переговоры с фармкомпаниями. Может быть, следовало бы на несколько миллиардов рублей срезать программу импортозамещения и направить освободившиеся финансы на программу ОНЛС, чтобы компенсировать изменение цен? Если с точки зрения качественного лекарственного обеспечения (забота государства!) нам не следует допускать, чтобы с рынка ушли препараты зарубежных фармкомпаний, то, возможно, следует оценить, каков предел терпения у этих компаний и каковы риски ухода их ЖНВЛП с рынка.
Скорее всего, ничего этого сделано не будет. Ни предыдущая активность государственных институтов и чиновников, ни их общие подходы к регулированию рынка не позволяют надеяться на ответственный и разумный подход в данной ситуации.

Источник: Фармацевтический вестник, 02.02.2015.

Иное:
Прогноз
Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика