дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2014_01
Новости отраслевых СМИ
01 декабря 2014 1347 просмотров 0 комментариев Распечатать

ЗВЕЗДА ОПТОВОГО СЧАСТЬЯ

Как жили фармдистрибьюторы в 2014 году ?

Динамика развития российского фармрынка, хоть и не в полной мере соответствует кризисным процессам, тем не менее, оставляет желать лучшего. Особенно это заметно на фоне показателей, которые демонстрировал рынок на протяжении предшествующих лет. Относительно скромный рост рынка в денежном выражении сопровождается довольно ощутимым сокращением его натуральных объемов. Подобная ситуация для классических оптовиков в целом выгодна, растет стоимость средней обработанной упаковки товара при сокращении операционных затрат. Возможно, благодаря этому на относительно высоком уровне сохраняется инвестиционная активность в сфере оптовой торговли ЛП, что так же для кризиса скорее явление нехарактерное. Правда большинству дистрибьюторов приходится развиваться за счет внутренних ресурсов, привлечение внешнего финансирования в первой половине 2014 г. удавалось лишь единичным компаниям.

Проблемный рост

Конец прошлого года многие представители фармацевтического рынка провели в ожидании кризиса. В пользу подобного прогноза приводилась вполне конкретная экономическая аргументация: уменьшение темпов промышленного производства, снижение динамики ВВП и т.д. В начале текущего года опасения отчасти оправдались, правда, экономические факторы отошли на второй план, первую скрипку на протяжении всей первой половины 2014 г. играют факторы политические.

Пока фармрынку удается, насколько это вообще возможно, оставаться в стороне от санкционной борьбы, хотя некоторые меры, которые предприняты со стороны западных правительств все же оказывают опосредованное влияние на отрасль. Наиболее серьезно могут сказаться запреты на доступ к зарубежному финансированию для ряда российских инвестиционных структур - на финансовом рынке уменьшается объем свободных средств, что неизбежно приводит к удорожанию займов. А если вспомнить, что некоторые активные инвесторы, например, такие как ЕБРР, вообще оказались в ситуации, когда им запрещено осуществлять новые вложения в российскую экономику, то говорить о развитии российского фармрынка за счет привлечения внешних заимствований в настоящее время довольно проблематично.

Это не все. Ряд российских компаний столкнулся с запретами на поставку в Россию т.н. продукции двойного назначения, в частности к ним относятся некоторые виды промышленного оборудования для биотехнологических компаний, что качественному развитию отрасли тоже не способствует. При этом многие всерьез опасаются, что в числе новых санкций может последовать и запрет на ввоз в Россию готовых форм ЛП. Впрочем, мы подобные опасения не разделяем. Причин тому несколько. Запрет на поставку со стороны иностранных партнеров чреват потерей рыночной доли, которая в денежном выражении по разным оценкам составляет от 75 до 80%. Запрет изнутри чреват коллапсом на рынке все по той же причине высокой импортозависимости, быстрое переориентирование логистики поставок, скажем, на азиатское направление невозможно технически. В настоящее время более 60% всех объемов ввозимых в Россию ЛП отгружается со складов, расположенных в странах Западной Европы, еще порядка 20% приходится на Восточноевропейские страны. Переключить одномоментно такие потоки на страны Азии или внутрироссийское производство практически невозможно. Помимо этого есть и административные барьеры, скажем, процедура регистрации ЛП занимает, по меньшей мере, 1,5-2 года.

Впрочем, тема санкций достойна отдельного рассмотрения. А фармрынок и без санкционного давления переживает достаточно тяжелый период, сопровождающийся сокращением активности потребителей - продажи в натуральном эквиваленте за первое полугодие и в рознице и в льготном сегменте показывают отрицательные значения, в плюсе пока только госпитальные закупки, но драйвером роста для всего рынка они служить не могут. В денежном эквиваленте рынок растет, причем основной вклад в структуру роста, как и ранее, вносит перераспределение спроса на более дорогостоящую продукцию. Процесс этот в меньшей степени стимулируется потребительским спросом, в значительно большей степени его стимулирует бизнес, продвигая более дорогую продукцию (т.н. экономичные упаковки, препараты с дополнительной ценностью, скажем, пролонгированные формы и т.д.). В подобных условиях все участники системы товародвижения имеют возможность сокращать накладные расходы, т.к. продажа более дорогой условной упаковки товара при сопоставимых затратах на логистику приносит существенно большую маржу. Какая доля из нее достается оптовикам вопрос открытый, так же как и то, насколько долго может продолжаться процесс вымывания "дешевых" ЛП с рынка. Инфляционный фактор пока значимой роли в структуре роста рынка не играет, скажем, в рознице за полгода индекс цен Фишера составил порядка 2,2%, в несколько раз ниже чем по российской экономике в целом.

Однако, в столь благоприятную картину в ближайшее время может вмешаться еще один фактор - девальвационный. За первую половину текущего года курс рубля по отношению к доллару снизился на 13%, так что расчеты в валютном эквиваленте дают уже отрицательную динамику. Пока в силу ценового регулирования, а также того факта, что платежи за основной объем импорта ЛП проводятся в рублях резкого роста цен на рынке не происходит. Однако, этот ресурс не бесконечен и опыт кризиса 2008-2009 гг. доказывает, что средние цены неизбежно начнут повышаться, что в свою очередь может привести и к дальнейшему сокращению спроса. Для предупреждения подобных рисков дистрибьюторам, да и любым другим представителям бизнес среды необходимо искать возможности увеличения продаж, в т.ч. путем диверсификации бизнеса, в частности географической.

Робинзоны "острова" Крым

В текущем году в связи со всем известными событиями российский бизнес получил уникальную возможность развития географии своей деятельности на новые российские регионы: Республику Крым и Севастополь. Экономический потенциал региона позволяет рассчитывать на значительный рост фармацевтического рынка как чисто в результате приведения административных процедур и объема социальных гарантий к российским стандартам, так и за счет роста благосостояния населения. В регионе, кстати, проживает более 2,3 млн. чел., при этом валовой региональный продукт в расчете на 1 человека примерно в 3,5 раза ниже чем в России, а оборот розничной торговли меньше примерно вдвое.

В случае благоприятной динамики развития событий рост фармрынка в новых российских субъектах может достигать ежегодно 30-40% на протяжении ближайших 2-3 лет, так что регион на общероссийском фоне обещает стать одной из самых привлекательных территорий для географической экспансии. Из числа российских оптовиков с точки зрения освоения региона пока в, безусловно, наиболее выигрышном положении оказался "Катрен". Компания еще с 2008 г. стала владельцем крупного украинского дистрибьютора "Вента.ЛТД", эта компания в 2013 г. занимала на розничном рынке Республики Крым 5-е место по объемам отгрузок с рыночной долей менее 4,5%. Но в 2014 г. дела компании пошли в гору, по итогам первого полугодия компания уже на 4-й строчке регионального рейтинга, притом, что доля выросла за это время до 8,5%. А уже к концу года "Вента" вполне может претендовать на 3-ю строчку, от текущего "бронзового медалиста" оптовика отделяют всего 0,5% пункта.

Характерно, что крымский рынок в значительной степени более концентрирован даже по сравнению с российским, так на долю ТОР-10 компаний в рознице здесь приходится по меньшей мере 86% рынка, в России на рынке в целом этот показатель всего порядка 79%. При этом два первые оптовика на крымском рынке занимают более 55%. Лидеры российской фармдистрибуции (Катрен и Протек) довольствуются "скромными" 26%, притом что доля обоих за минувший год значительно сократилась.

Несмотря на тот факт, что еще в апреле текущего года Минэкономразвития региона обнародовало список из 29 российских компаний, которые на тот момент заявили о своем желании осуществлять поставки ЛП в Республику, активность остальных российских оптовиков на крымском рынке пока относительно низкая. В немалой степени этому способствует географическое положение региона, организация поставок со складов из сопредельных российских регионов через украинскую территорию серьезно затруднена, а переправа через Керченский пролив работает на пределе пропускной способности - все наверняка помнят очереди из легковых машин, которые летом простаивали по 30-40 часов. Осенью, несмотря на сокращение туристического потока ситуация усугубилась тяжелыми погодными условиями.

Диверсификация по всем фронтам

По факту освоение столь потенциально интересного рынка пока идет не такими высокими темпами, как хотелось бы. Между тем российские оптовики не оставляют без внимания и развитие на остальной российской территории, скажем в июле Протек объявил об открытии филиала в Якутии, новый склад компании станет третьим в ДВФО, после Хабаровска и Владивостока.

Но, разумеется, не только географическая экспансия составляет тренд развития российских оптовиков. Здесь уместно вспомнить активное развитие розничных подразделений крупных оптовиков, скажем такие сети, как "Ригла" и "Радуга" за прошедший год существенно увеличили рыночную долю, хотя пик вложений в развитие розницы пришелся все же на конец прошлого года и начало текущего, когда рядом оптовиков были сделаны крупные приобретения в рознице, соответственно покупка сетей "Озерки" и "Первая помощь".

Традиционно высок интерес представителей оптового бизнеса и к производственному сегменту. Здесь в июне текущего года особенно отличилась "Р-Фарм". Дистрибьютор давно наращивает производственные компетенции, но в этот раз компания смогла удивить даже искушенных наблюдателей, объявив о покупке производственной площадки в Германии. Последняя до завершения сделки принадлежит американской "Пфайзер". Впрочем, эта сделка интересна не только как очередная попытка российского бизнеса выйти на международный уровень, примеров подобных хоть и не много, но они уже не воспринимаются, как нечто невероятное. Особенность сделки в том, что "Р-Фарм" давно уже перестал выступать просто в качестве оптовика, компания занимается строительством фармацевтического бизнеса полного цикла, включающего собственную разработку ЛП, синтез сырья и производство готовых форм ЛП.

Для российских дистрибьюторов подобные сценарии качественной трансформации до сих пор наблюдались только в плане превращения оптовых компаний в розничные, да и то в силу относительно небольших объемов деятельности общерыночного резонанса они не получали. Остальные попытки диверсификации выступали лишь в качестве более-менее удачных примеров развития новых компетенций, которые, безусловно, позволяли улучшить финансовые показатели, дополняя основной вид бизнеса, но не предполагали фундаментальную перестройку бизнес модели. Так что в этом плане менеджмент "Р-Фарм" демонстрирует вполне новаторский подход.

 

Источник: Ремедиум, 07.10.2014.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика