дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2015_01
Новости отраслевых СМИ
01 февраля 2015 1535 просмотров 0 комментариев Распечатать

ЕДИНЯЩИЙ ХОЛОДОК

Накануне очередного кризиса аптечным ритейлом вновь овладела гигантомания.

Пускай знаковых крупных поглощений (немного сомнительных в контексте отечественного фармрынка) и слияний в 2014‑м было мало, зато в ни к чему не обязывающих стратегических союзах, которые гонятся за бэк‑маржой, теперь не участвуют либо ленивые, либо, наоборот, те, кто интенсивно занимаются саморазвитием. Это усиленное бурление оценили производители, многие из которых впервые решились пойти на контакт с аптечными сетями ради торжества полноценного маркетингового партнерства.

Строго говоря, курс на консолидацию розницы вновь стал актуален еще осенью 2013 года, когда сначала сеть "Доктор Столетов" взяла в управление чемпиона по показателю выручки на точку - питерского дискаунтера "Озерки", а затем A.v.e вступила в долгую многоэтапную сделку по объединению с прежним флагманом фармацевтической розницы страны - "36,6". В 2014‑м короткий список реальных ньюсмейкеров пополнила только группа "Роста", чья аптечная сеть "Радуга" заявила о слиянии с близким (по географии) конкурентом - "Первой Помощью", расквартированной в Питере и Москве.

В принципе, это все. Четвертый сюжет - слияние пермской "Аптеки-Таймер (222 точки, по данным геомаркетингового сервиса "VM‑навигатор" на июль 2014 года) и омской "Фармакопейки" (128 точек) - развития не получил. Собственники двух сетей отказались от сделки за пару дней до намеченного подписания, так и не договорившись о распределении ролей внутри объединения.

На этом все. Других трендсеттеров в прошлом году не было. Та же действительно важная, этапная сделка по покупке российских активов финской Oriola‑KD нисколько не противоречит начавшейся в 2013 году интеграции A.v.e и "36,6" и скорее является ее следствием.

Получив через кипрский оффшор Palesora контроль над "36,6", совладельцы A.v.e Group - Иван Саганелидзе, Владимир Кинцурашвили, Темур Шакая и Игорь Жибаровский - еще в начале 2014 года довольно емко описали в интервью VADEMECUM формулу своих приобретений: "Последние несколько лет мы искали деньги и слабые компании. От "36,6" мы получили и деньги, и слабую компанию". В случае с покупкой активов Oriola‑KD - одноименного оптовика и аптечных сетей "Старый лекарь" и "03 Аптека" (суммарно 222 аптеки) - применен ровно тот же подход. У финнов управленцы "36,6" и A.v.е забрали по приемлемой цене (3,7 млрд рублей за все) слабую компанию, обеспечив финансирование сделки, по всей видимости, все из того же источника, который прежде предоставлял Palesora банковскую гарантию для приобретения контрольного пакета в самой "36,6". Короче говоря, мало кто сомневается, что архитектурой всех этих слияний руководят компании основного владельца Московского кредитного банка Романа Авдеева.
Оговорка тут вполне уместна, поскольку тему финансирования покупки активов Oriola, равно как и планы урегулирования многомиллиардного долга "36,6" перед МКБ и развития дальнейшего сотрудничества с этой же финансовой структурой, управленцы последней комментируют туманно, а точнее никак.

Конкурентов нового конгломерата эти недомолвки нисколько не смущают. По мнению игроков розничного фармрынка, сделка с Oriola подтвердила, что сотрудничество основателей A.v.e со структурами Авдеева уже не выглядит как огромная авантюра. Закрепить и оформить эти отношения в законный брак помог бы выпуск допэмиссии 1,4 млрд акций головной компании группы - ПАО "Аптечная сеть 36,6" (сейчас 100%-ный пакет поделен на 105 млн акций). Очевидно, что развитие этой истории подразумевает полноценную войну с миноритариями "36,6" (их у компании около 7 тысяч, но главных два - оффшоры с долями 8,4% и 7,6%). Идеальный для розничного конгломерата сюжет выглядит так: разместив допэмиссию "36,6", можно убить сразу трех зайцев - завершить слияние (A.v.e оплатит часть акций своими активами), решить проблему долга "36,6" перед МКБ (часть эмиссии выкупит банк в счет оплаты кредита), ну и, наконец, окончательно распылить долю миноритариев. Собственно, именно последнее тех и не устраивает, и шанс заблокировать выкуп акций еще существует.

Впрочем, эта история на данном этапе не может повлиять на интеграцию активов A.v.e и "36,6". Уже к лету 2014‑го эти компании были неразделимы. Выбить опору из‑под бывшего розничного колосса оказалось несложно. Сначала возглавивший "36,6" Кинцурашвили распустил по домам сотрудников центрального офиса, ликвидировал склад компании, а после объявил тотальную распродажу региональных дивизионов большой сети. Sale, в которой в роли покупателей поучаствовали несколько сравнительно крупных игроков, довольно сильно повлияла на конфигурацию отдельных региональных рынков. Но главный итог другой - повернуть процесс интеграции вспять уже нельзя, "36,6" и A.v.e (670 точек), по сути, одна большая сеть, сконцентрированная на самом "жирном" локальном фармрынке страны - Московском регионе.

Покупка активов Oriola лишь уточнила два момента. Первый: за счет присоединения точек "Старого лекаря" и "03 Аптеки" доля превратилась из просто большой в наибольшую, розничный конгломерат, по всей видимости, обгонит в будущем году вечного конкурента - "Риглу". Второй: получив вместе с розницей и дистрибьюторское подразделение, теперь уже крупнейшая по выручке аптечная сеть рискнет наладить собственную логистику, но заниматься непрофильной для себя оптовой торговлей не будет. От всех складов, которые финны готовили к запуску несколько лет, кроме нового большого центра в Подмосковье, решено отказаться.

Как в прошлом году действовали другие консолидаторы? "Доктор Столетов" завершил интеграцию "Озерков" и с осени открывал в Питере новые точки дискаунтера. В то же время о компании неожиданно заговорили как о претенденте на покупку еще одного крупного игрока московского розничного рынка - сети "А5" (996 точек, главным образом в Московском регионе). О переговорах владельцев сетей, наряду с информацией о заинтересованности "36,6" и A.v.e в покупке активов Oriola, в октябре сообщила газета "Коммерсант". Однако в этом случае сюжет не получил линейного развития.

"А5" вскоре действительно объявила о продаже блокирующей доли, но не "Доктору Столетову", а инвестфонду Baring Vostok. Среди инвестбанкиров, правда, появилось мнение, что фонд мог действовать и в интересах третьей стороны, в том числе владельцев "Доктора Столетова", а сама сделка по покупке блокпакета могла оказаться только этапом долгого объединения. Сам "Доктор Столетов" этот вариант не комментировал. В "А5" - отрицали.

Примечательно, что следом топ‑менеджеры "А5" поспешили объявить о планах слияния с поволжским ритейлером "Фармаимпекс". И хотя эта сеть со своей стороны намерение подтвердила, получилось как‑то неубедительно: до конца года никаких движений на этот счет компании не предприняли, а потому известие о вероятной сделке в стане производителей восприняли как дополнительную попытку громко проанонсировать маркетинговый альянс, о создании которого сети уже заявляли несколько ранее.

Объединение "Радуги" и "Первой Помощи" (суммарно 752 аптеки) прошло без особых всплесков и завершилось вполне предсказуемо - уходом из новой большой команды руководившего интеграционными процессами гендиректора "Первой Помощи" Александра Семенова. Официально он покинул компанию по семейным обстоятельствам. Однако продолжительной карьеры в структурах группы "Роста" ему не прочили с самого начала, поверить в равноправное слияние было трудно, а представить Семенова, органично влившегося в иерархию "Росты", где ключевые рычаги управления сосредоточены в руках ее президента Давида Паникашвили, еще сложнее.

Вслед за реальным объединением "Радуги" и "Первой Помощи" в "Росте" задумали по примеру коллег организовать и виртуальное. В конце года производителям был представлен очередной маркетинговый альянс, в котором наряду с "Радугой" и "Первой Помощью" участвуют базирующийся в Нижнем Новгороде дискаунтер "Ладушка" (225 аптек в 28 регионах) и красноярская госсеть "Губернские аптеки" (246 точек). В ноябре‑декабре участники союза успели провести переговоры с несколькими производителями. Но и это партнерство сенсацией на рынке пока не стало.

Вообще, производители, хоть и усиленно искали в 2014‑м сотрудничества с аптечными сетями, продолжали относиться к ним с большой настороженностью, опасаясь прогадать с партнерами по объемным соглашениям. Опасения, надо сказать, оправданные. В условиях общей непрозрачности рынка и неготовности большинства сетей подтвердить документально собственную финансовую устойчивость точно спрогнозировать, как сыграет та или иная ставка, крайне трудно. Участие сетей в маркетинговых альянсах в этом случае точно никакой дополнительной гарантии не дает, поскольку эти партнерства не ставят цели обеспечить централизованное управление розничными сетями. В 2015 году подозрительность фармкомпаний, распределяющих между сетями маркетинговые бюджеты, только усилится. Кризис в наступившем году, говорят участники рынка, вряд ли отступит, а значит, естественный отбор по всей пищевой цепочке станет еще жестче.

Источник: Вадемекум, 12.01.2015.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика