дайджест фармацевтического рынка
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-59568, выдано Роскомнадзором от 08.10.2014 г.
Выпуск 2019_09
Новости от регуляторов и НКО
01 октября 2019 414 просмотров 0 комментариев Распечатать

ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ИНТЕРЕСЫ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. МОЖНО ЛИ ДОСТИЧЬ БАЛАНСА?

Открывая мероприятие, его модератор статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский отметил: «Фармацевтический рынок наиболее социальный. Мы хотим видеть новые, хорошие лекарственные препараты у себя на рынке. Мы хотим, чтобы производители занимались их разработкой и производством. В то же время мы хотим, чтобы пациенты имели возможность их купить. Именно на достижение этого баланса направлена деятельность антимонопольных служб и других регуляторов».

 

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев рассказал гостям конференции об основных механизмах установления цен на лекарственные препараты.

 

Он отметил, что «ценообразование на рынке лекарственных препаратов осуществляется двумя основными способами. Первый - это конкуренция, когда мы получаем доступ на рынок дженериковых препаратов. Они конкурируют с оригинальными препаратами и между собой, и цены снижаются. Однако мы видим в разрезе многих стран, что зачастую этого механизма недостаточно для снижения цен. В связи с тем, что спрос на лекарственные препараты не эластичен, значительная часть стран использует административное установление цен на основе разных показателей».

 

На сегодняшний день в мире используется 2 таких механизма установления цен на лекарственные препараты: затратный метод и индикативный.

 

Говоря о затратном методе, глава Управления отметил, что «он обычно используется в тех странах, где «справедливая» цена устанавливается путём оценки затрат производителей на производство лекарственных препаратов. Однако сделать это в рыночной экономике практически невозможно, потому что невозможно оценить необходимость тех или иных затрат. Поэтому, большинство стран не использует этот метод в качестве основного, так как он не приводит к снижению цен».

 

Индикативный метод базируется на ценовых «индикаторах» и включает в себя внешнее и внутреннее ценовое регулирование, ценностно-ориентированный подход, регулирование надбавок, а также налоговые и таможенные льготы. Причём, все они используются в России.

 

Особое внимание Тимофей Нижегородцев уделил внешнему и внутреннему ценовому регулированию, которые получили широкое применение в странах Европы.

 

«Внешнее ценовое регулирование в основном осуществляется в отношении установления цены на оригинальные лекарственные препараты. Оно заключается в сравнении стоимости одного и того же препарата в референтных странах, «корзину» которых каждая страна определяет по-своему. Когда речь идёт о воспроизведённых лекарствах, применяется внутреннее ценовое регулирование: дифференциация снижения цен для дженериков зависит от стоимости референтного препарата. То есть, чем дороже оригинальный лекарственный препарат, тем больший процент снижения предполагается при регистрации цены на воспроизведённые лекарственные средства», - пояснил представитель ФАС России.

 

Он также поделился российским опытом регулирования цен на лекарства, в частности изменением системы ценообразования и переходом от затратного метода на индикативные параметры, что было вызвано значительным завышением фармкомпаниями цен на препараты, которые обращались в России, по сравнению с другими странами.

 

«Наша задача заключалась в том, чтобы найти новые способы ценового регулирования. Причём, они должны быть основаны на рыночных механизмах и учитывать ценовую ситуацию в странах, которые совпадают с нами или близки нам по экономическому развитию или выше», - комментирует Тимофей Нижегородцев.

 

В результате тех мер, которые были предприняты ФАС России, начиная с 2016, ведомству удалось снизить 1142 зарегистрированные предельные отпускные цены на 267 препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП. В среднем снижение цен составило 41,3%.

 

«Среди препаратов, которые часто употребляются нашими гражданами, были лидеры по снижению, - констатировал спикер. - Например, на препарат Нексиум цена была снижена в 10 раз, и препарат остался в рынке».

 

Завершая своё выступление, глава Управления отметил, что антимонопольному ведомству удалось выполнить все поставленные перед собой цели в рамках перехода на новую систему ценообразования:

- переход от затратного метода к индикативному;

- введение зависимости понижающего коэффициента для воспроизведенных препаратов;

- введение сравнения с ценами в странах для всех препаратов независимо от глубины локализации;

- введение зависимости уровня индексации цен от ценовой группы препаратов и установление верхнего предела;

- актуализация перечня референтных стран;

- введение обязанности иностранных производителей снижать зарегистрированные цены в случае их снижения в референтных странах, а также снижение цен на соответствующие воспроизведенные препараты.

Источник: официальный сайт ФАС России, 18.09.2019.

Добавить комментарий*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика